Как правило, после успешного дебюта режиссеру
редко удается снять хороший второй фильм - уж больно велики
ожидания, и практически любой результат оказывается разочаровывающим.
Что уж и говорить о Кристофе Барратье, чей первый скромный фильм
"Хористы"
не столь давно стал
просто национальным феноменом - картину в зале посмотрел каждый
шестой француз.
Получив по понятным причинам полный карт-бланш и практически
неограниченные средства, Барратье не стал искушать лукавого
и постарался повторить свой "музыкальный трюк", сместив действие
из после- в довоенное время, и променяв суровую провинциальность
детского дома на кабарешный шик народного Монмартра.
Трюк, как ни странно, прошел, и вот по каким причинам.
При всем уважении к знаменитому дебюту режиссера, культ
"Хористов"
стал сугубо национальным феноменом -
ни в одной из стран мира фильм не вызвал и толики энтузиазма
ни у критики, ни уж, тем более, у публики.
Причина очевидна - факт удачного затрагивания некой "национальной
струны" никоим образом автоматически не гарантирует ни интересности,
ни талантливости фильма, и заставляет говорить о нем скорее
с социологической точки зрения.
В этом смысле, "Пригород" бесконечно интереснее именно для взгляда
со стороны, ибо на этот раз Барратье изобразил некое "упражнение
в стиле" большого предвоенного французского кинематографа, в
духе пресловутого поэтического реализма от тандема Карне-Превер,
и у него получилось!
Можно было бы вспомнить не столь далекий успех
"Пиаф"
и заподозрить режиссера в эксплуатации выигрышной жилы,
но - при всей схожести темы - между творениями Барратье и Дана
лежит настоящая пропасть.
Взгляд режиссера "Пиаф" грешит некой гламурной буржуазной отстраненностью,
в то время как Барратье удалось сохранить самую что ни на есть
"народность", несмотря на всю звездность актерского состава
и богатство декораций.
Что самое забавное, вряд ли этот "Пригород", при всех его безусловных
преимуществах перед
"Хористами"
,
ожидает прокатная судьба последнего.
И не потому, что в одну воду нельзя войти дважды, а потому,
что природа кинокульта обязательно подразумевает под собой некую
"хромоту" и заметный изъян исходного материала.
В "Пригороде" очевидных изъянов попросту нет, а значит это -
просто удачный фильм репертуара.
|
|