Актеры
Кинофестивали
Книги

 

Книги

ВЕНСАН РАВАЛЕК / VINCENT RAVALEC Ностальгия по черной магии / Nostalgie de la magie noire
Родившийся в 1963-м году в парижском пригороде Венсан Равалек решительно бросил учебу в возрасте..
28.02.2010
ВЕНСАН РАВАЛЕК / VINCENT RAVALEC Гимн шпане / Cantique de la racaille
"Гимн шпане" стал одним из первых романов в грандиозном литературном проекте Венсана Равалека, так..
28.02.2010
АНДРЕЙ ПЛАХОВ Катрин Денев. От "Шербургских зонтиков" до "8 женщин"
Ален Рене назвал один из своих самых известных фильмов "Жизнь - это роман", и почему-то именно эта..
28.02.2010
МИШЕЛЬ УЭЛЬБЕК / MICHEL HOUELLEBECQ Возможность острова / La Possibilite d'une ile
Чем дальше пишет Мишель Уэльбек, тем на душе становится как-то спокойнее, и если к его первым..
28.02.2010
ГЕОРГИЙ ДАРАХВЕЛИДЗЕ Жан-Пьер Мельвиль Встречи в красном круге
Из предваряющих книгу коротких предисловийК. Э. Разлогова и самого автора следует, что данный труд..
28.02.2010
Почему Бразилия? / Pourquoi le Bresil? КРИСТИН АНГО / CRISTINE ANGOT
Кристин (Пьеретта Мари Клотильда) Анго занимает в современной французской литературе весьма..
28.02.2010
АМЕЛИ НОТОМБ / AMELIE NOTHOMB Биография голода / Biographie de la faim Любовный саботаж / Le sabotage amoureux
Читая книги Амели Нотомб (как, впрочем, и основного большинства популярных ныне авторов), нужно..
28.02.2010





Буйство преображения Леоса Каракаса и точка зрения на киноискусство и жизнь в целом

Опубликовано: 17-11-2012, 19:36

В Москве в октябре состоялся кинофестиваль «2-in-1», проведенный директором мероприятия Алексеем Медведевым и кинокритиком Марией Кувшиновой. Среди посетителей – Андрей Плахов – российский киновед, деятель международного кинофестивального движения, с 2005 по 2010 год — президент Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). На суд зрителей, среди прочих участников, представил свою последнюю работу французский кинорежиссер, сценарист и критик Леос Каракас (настоящее имя – Алекс Дюпон). Картина называется «Корпорация «Святые моторы»». Сам Каракас в дни фестиваля встретился с его участниками, рассказал о своем фильме и поделился взглядами на авторское кино в наше время.

Леос Каракас начал увлекаться кинематографией в 16 лет. В то время это было увлечение немым кино. Проявлял интерес к русским фильмам, т. к. среди родственников есть выходцы из России, а именно Одессы. В этот же период увлекается чтением произведений Достоевского. Его стиль в киноискусстве называют необарокко, хотя с возрастом в картинах уменьшился трагизм. Черный романтизм юности стал черным оптимизмом в зрелости. Своей позицией в жизни считает борьбу, а не страдание и смысл в изобретении нового.

Каракас был приглашен принять участие в работе «круглого стола», за которым должна была обсуждаться тема судьбы авторского кино в XXI веке, что само по себе не просто. Однако «круглому столу» Каракас предпочел кресло в зале — он посещает почти все фильмы фестиваля и долго гуляет по городу. Причем в Москву он погружается по-настоящему: один и с отключенным телефоном.

Сейчас он внимательно следит за политической обстановкой в нашей стране и сочувствует участницам известной панк-группы Pussy Riot. Когда Путина и патриарха Кирилла посадят в тюрьму, Pussy Riot их навестят, считает режиссер.

Каракас проводит аналогию между фильмом и сном со зрительской точки зрения. Если, со стороны это выглядит таким образом, то создание картины абсолютно отличается. В 1991 году увидела свет картина «Любовники с Нового моста». После режиссер в течение двух лет видел яркие сны, старался записывать их по утрам на диктофон. Надиктованные впечатления в печатном варианте занимали до 25 страниц. И все же это не было использовано в кино. Во время начала съемок фильма «Полы Икс» автор присутствовал на похоронах в мусульманской общине. Под впечатлением увиденного ему приснился сон о том, как самолеты разбомбили кладбище. Неужели недостаточно убивать живых?

При созданиях своих картин Каракас не задумывается о зрителях, о том, чтобы создать кассовый фильм. О существовании зрителей он вспоминает, только монтируя картину.

Этот неформальный необузданный триумфатор, оказавшийся самым значительным из всех на сегодняшний день, не заканчивал школы киноискусств. Изучение и съемка фильмов начались в его биографии одновременно. Несколько лет о нем ничего не было слышно. Возникшая было идея международного проекта, происходящего между Москвой, Питером и Нью-Йорком, так и не была воплощена в жизнь по причине отсутствия подходящей актрисы. Удивительно, что из всех русских актрис (а ему нужна была именно русская) он так ни одну и не выбрал. Другая работа – вариации на тему Платоновского «Джана». Замысел появился еще два года назад.

Каракас поделился историей создания своей последней картины «Корпорация «Святые моторы»». Он никогда не думает над идеей фильма. Обычно это возникновение образов, одной-двух картинок, переживаний.

Родился и рос будущий режиссер в провинции, после переехал в Париж. В это же время началось увлечение кино. Вначале из-за отсутствия друзей и знакомых подросток просто ходил по улицам, встречая на своем пути бездомных, видел только их глаза. Многим позже благодаря этим образам была снята картина «Любовники с Нового моста». Фильм «Святые моторы» обязан прообразу нищенки на мосту. Она не была единственной, но все они сливались в одно лицо. Одной из причин, по которой Каракас любит Париж, являются здешние мосты.

Вначале была идея создания документального фильма о встрече режиссера и нищенки. Показ встречи, поездка на ее родину, чтобы понять, откуда возникает эта невидимая связь между ними. На создание такого фильма можно потратить всю жизнь. Поэтому создатель картины решил вопрос радикальным способом – полностью ушел в вымысел. Первые лимузины Каракас видел в Америке, только затем в Париже, рядом со своим домом. Сейчас возле его дома живут в основном китайцы, которые заказывают эти машины на свадьбы. Поэтому Каракас решил героя своего фильма посадить за руль именно лимузина и отправить путешествовать из одной жизни в другую. А начнется вся история с нищей женщины, стоящей на мосту. В фильме идет речь о корпорации, имеющей в своем хозяйстве парк лимузинов. Это на первый взгляд. А если смотреть глубже, то речь в ленте идет о священных моторах авторского вдохновения.

У режиссера есть своя формула для съемок быстрого фильма. Первое – дешево. Второе – действие происходит в Париже. Третье – снимать на цифру. И, четвертое, основное условие – отдать главную роль французскому актеру Дени Лавану. По словам самого создателя картины, это фильм о том, что значит жить сегодня. Он попытался создать научно-фантастический мир, считая именно этот жанр фильмов способным передать реальность. Например, просматривая сексуальную сцену со спецэффектами, задумываетесь ли вы о том, нужен при ее съемках реальный опыт или нет? Возникает ли желание исследовать границы возможного? Нуждаемся ли мы в активных действиях и хотим ли нести ответственность? На эти вопросы фильм ответов не дает, потому что создавался не для ответов. Кино является территорией некоей неопределенности. Каждый живущий среди нас является своего рода мутантом, меняющимся в пути между рождением и смертью. А Лаван как никто другой может выразить сущность мутации. С его героем Оскаром в течение суток происходит перерождение из одного человека в другого, меняются пол, возраст, положение в обществе. Сегодня происходит обновление старого мира. И не обязательно вашими спутниками станут ностальгия по прошлому и страх перед новым. У вас есть возможность сражаться за свое место под солнцем в обновленном мире. Хотя новое не обязательно значит хорошее.

Каракас считает кино молодым видом искусства, которое нужно постоянно изобретать и совершенствовать. Ему нужно вернуть ту магию, которой обладал кинематограф изначально. С разработкой цифровых технологий людям искусства навязывают эти новшества. Режиссер сравнивает этот процесс с деятельностью фармакологических концернов. Они так же навязывают людям свою продукцию от болезней, которых не существует. Цифровая технология находится в хаосе, она не готова для киноискусства. Когда Каракас снимал на цифровом оборудовании «Токио», то перестал смотреть отснятый днем материал по вечерам. Изображение кажется настолько ужасным, что возникает желание переделывать его до бесконечности, потому что лучше все равно не получается. Такие съемки напоминают блуждание в тоннеле, который нужно пройти во что бы то ни стало, и выйти на свет с другой стороны.

Решающим фактором при съемке фильма являются не количество отпущенных денег, а люди, с которыми нужно работать. Актеры, оператор, художник-постановщик. Нужна команда единомышленников. Для Каракаса отбор актеров всегда было тяжелым испытанием. Снимая свой первый фильм, искал актера на главную роль два года, пока не встретил Лавана. Долгим был и отбор актера первого плана для фильма «Поле Икс». Решил, что это будет Гийом Депардье. Но, к сожалению, на тот момент он отбывал тюремный срок, и ни одна страховая компания не изъявила желание страховать проект с его участием. Режиссер никогда не проводил пробы на главную роль. Он каким-то внутренним чутьем определял: подходит ему человек или нет. Актеры на эпизодические роли попадались случайно. Ева Мендес попала в поле зрения на каком-то фестивале и сыграла сцену, где персонаж Лавана ворует ее с фотосессии и прячется с ней в подземной пещере, засыпая на плече.

У Кайли Миноуг своя история знакомства с Каракасом. В фильме есть эпизод, где Оскар встречает свою бывшую любовь. Здесь нужна была песня, спев которую, героиня переодевается в костюм стюардессы и спрыгивает с крыши универмага к мосту Pont-Neuf. Режиссер вспомнил о том, что кто-то когда-то говорил о Кайли. Каракас ни разу ее не видел и не слышал, как она поет. А при встрече он уже сравнивал ее с ангелом. Сцена удалась. Новый мост, являющийся одним из символов Парижа, теперь увековечен Каракасом и стал легендой.

С этим мостом связаны события из личной жизни режиссера. Подруга Каракаса Жюльетт Бинош, катаясь на водных лыжах, чуть не разбилась о береговые камни около Pont-Neuf. Последняя муза и подруга Каракаса, погибшая в 2011 году, вдохновила его на этот фильм. И он посвятил его Кате.

Режиссер считает себя жителем самого прекрасного острова на свете, имя которому – «Кино». Именно здесь можно видеть стороны жизни и смерти. Не являясь киноманом, не делает различия между японскими, французскими или другими фильмами.

Иногда Каракас посещает остров под названием «Литература». В молодости он хотел посвятить себя музыке, но мечта не сбылась. Тогда и появилось увлечение кино. Другое дело – литература. Сценарии и идеи для фильма не могут считаться литературой.

Режиссер часто сравнивает себя с ребенком. Камеру он увидел впервые на съемочной площадке, все время блефовал, пытался изображать из себя человека, разбирающегося в съемках. Удивительно, но умение блефовать оказывает ему услугу снова и снова. Сейчас, когда Каракас перешагнул пятидесятилетний рубеж, в его душе живет ребенок тринадцати лет. А каждый фильм он снимает как последний. Когда фильм "Пола Икс" с треском провалился, его списали в архив. Сейчас Каракас снова на коне, подтверждая тем самым, что он все-таки является кинематографистом будущего среди многих «дутых» режиссеров.

Вспомним фильм «Токио». Он состоит из трех частей: «Дизайн интерьера» (Мишель Гондри), «Дерьмо» (Леос Каракс) и «Сотрясающийся Токио» (Пон Чжунхо). Так вот Дени Лаван во второй части играл мсье Дерьмо. Каракас говорит, что этот мсье пользуется расположением у него, зрителей и самого Дени. Наверное, потому, что человеку всегда интересна предоставляющаяся возможность прочувствовать состояние регресса.

Режиссер никогда не испытывал чувства принадлежности к обществу кинематографистов. Всегда одинокий, даже гордящийся этим одиночеством в молодости. Иногда его приглашают на роль в фильме другие режиссеры. Если Каракас не занят, то соглашается.

Каракасу предложили место преподавателя в Московской школе кино. Этот вопрос пока открыт. Он сам никогда не учился этому. С ним рядом были люди, способные помочь. Он считает это единственно верным путем в киноискусстве. Возможно, ему тоже удастся оказать помощь кому-то из подрастающего поколения.

На встрече Каракаса спросили, верит ли он в Бога. Он ответил, что, к сожалению, нет, но хотелось бы.

Еще сказал немного слов о дочери Насте. Она прекрасна. Ее можно увидеть в «Святых моторах», в самом начале фильма и позже, когда Лаван играет роль отца 13-ти летней девочки с нарушенной психикой в период полового созревания. Девочка расстроена своей внешностью, считая себя не похожей на мать, а походящей на отца-монстра.

В заключении хочется сказать, что Каракас – художник нашего времени. В его фильмах много юмора, а финал, когда в гараже между собой разговаривают «святые моторы», можно отнести к шедеврам концептуального искусства.

Еще о французском кино:
Есть ли счастье в семейной жизни? Об этом и о много другом расскажет картин ...
Натали Бай в фильме «Спасайся, кто может» на "Неделе французского кино"
«Рандеву с молодым французским кино» в Москве
Фестиваль французского короткометражного кино в Нижнем Новгороде
Французский кинофестиваль представит вниманию зрителей семь фильмов Луи Мал ...








 

Кинофестивали

Международный Веницианский кинофестиваль
..
28.02.2010
Премия Академии Кинематографических искусств и наук 2005
Что ж - в отличие от Сезара, ровным счетом никаких неожиданностей, одна констатация очевидного.А очевидность довольно..
28.02.2010
Фестиваль полицейского кино в г. Коньяк
..
28.02.2010
Московский международный кинофестиваль
..
28.02.2010
Международный кинофестиваль Локарно
..
28.02.2010
Международный кинофестиваль Карловы Вары
..
28.02.2010
Каннский кинофестиваль
..
28.02.2010

 

Актеры

Зиди Клод
Мало комуиз французских режиссеров (не совсем понятно, впрочем, по каким причинам)настолько везло сначала в..
28.02.2010
Зем Рошди
Рошди Зем родился 27 сентября 1965года в Женвилье, и, подобно многим другим выходцам из арабскихсемей, начал свою..
28.02.2010
Вильре Жак
..
28.02.2010
Виар Карин
КаринВиар родилась 24 января 1966 года в Руане и до 17 летжила в Нормандии, пока не решила перебраться в Париж,имея за..
28.02.2010
Вадим Роже
РожеВадим (1928-1988) Одиниз самых непредсказуемых французских режиссеров Роже-Вадим Племянниковродился 26 января..
28.02.2010
Ури Жерар
Режиссер и актер Жерар Ури (наст.имя Макс Жерар Танненбаум) родился в Париже 29 апреля 1919-гогода. Его отцом был..
28.02.2010
Уэльбек Мишель
МишельТома родился 26 февраля 1958-го года на французских островах Реюньон- фамилия своего деда по отцовской линии в..
28.02.2010
Удерзо Альберто
Альбер(Альберто) Удерзо (AlbertoUderzo), род. 25 апреля 1927, Фисм, Франция). Сын итальянских эмигрантов,он очень рано..
28.02.2010


Политика конфиденциальности. Обратная связь.