Актеры
Кинофестивали
Книги

 

Книги

ВЕНСАН РАВАЛЕК / VINCENT RAVALEC Ностальгия по черной магии / Nostalgie de la magie noire
Родившийся в 1963-м году в парижском пригороде Венсан Равалек решительно бросил учебу в возрасте..
28.02.2010
ВЕНСАН РАВАЛЕК / VINCENT RAVALEC Гимн шпане / Cantique de la racaille
"Гимн шпане" стал одним из первых романов в грандиозном литературном проекте Венсана Равалека, так..
28.02.2010
АНДРЕЙ ПЛАХОВ Катрин Денев. От "Шербургских зонтиков" до "8 женщин"
Ален Рене назвал один из своих самых известных фильмов "Жизнь - это роман", и почему-то именно эта..
28.02.2010
МИШЕЛЬ УЭЛЬБЕК / MICHEL HOUELLEBECQ Возможность острова / La Possibilite d'une ile
Чем дальше пишет Мишель Уэльбек, тем на душе становится как-то спокойнее, и если к его первым..
28.02.2010
ГЕОРГИЙ ДАРАХВЕЛИДЗЕ Жан-Пьер Мельвиль Встречи в красном круге
Из предваряющих книгу коротких предисловийК. Э. Разлогова и самого автора следует, что данный труд..
28.02.2010
Почему Бразилия? / Pourquoi le Bresil? КРИСТИН АНГО / CRISTINE ANGOT
Кристин (Пьеретта Мари Клотильда) Анго занимает в современной французской литературе весьма..
28.02.2010
АМЕЛИ НОТОМБ / AMELIE NOTHOMB Биография голода / Biographie de la faim Любовный саботаж / Le sabotage amoureux
Читая книги Амели Нотомб (как, впрочем, и основного большинства популярных ныне авторов), нужно..
28.02.2010





Французское кино во время Второй мировой войны

Опубликовано: 17-05-2010, 00:34

В период немецкой оккупации и в военное время кинопроизводство Франции ни на один день не останавливалось. "Вечное возвращение" Жана Деланнуа, "Вечерние посетители" и "Дети райка" Марселя Карне – это те немногие киноленты, которые были отсняты с 1940 по 1944 гг., когда Франция была оккупирована немцами.

Многие французские режиссеры и актеры, такие как Жан Ренуар, Жан Габен и Жюльен Дювивье, во время Второй мировой войны, покинули пределы родины и обосновались в США. Однако большинство талантов Франции осталось на своей побежденной родине. Во Франции за четыре года немецкой оккупации вышло более 220 полнометражных фильмов. Из которых 30 выпустила  "Континенталь" - немецкая продюсерская компания, расположившись на Елисейских полях.

Кто эти французы, которым удалось в тот период снимать кино, – герои или коллаборационисты? До сих пор на этот вопрос достаточно сложно ответить, полагает Жан-Пьер Бертран-Магит – автор книг "Французское кино в период оккупации", "Французское кино в эпоху Виши", "Документалисты темных лет" и других:

- Во-первых, есть смысл вспомнить 1945 г. и освобождение Франции. В то время деятели кино и кинокритики воздают должное французскому кино в период оккупации. Они подчеркивают, что все люди, которые в те годы работали, смогли избежать вербовки со стороны немцев и со стороны режима Виши. А если посмотреть с другой стороны, то получается, что идея людей «Комитета освобождения французского киноискусства» и коммунистов заключалась в том, чтобы поставить другое, новое руководство, которое могло бы подчеркнуть то, что в действительности происходило при страшном режиме Виши. Также они хотели  в рамках всеобщей социальной революции предложить и новый кинематограф. Поскольку главная идея коммунистов заключалась в том, чтобы использовать момент освобождения Франции с целью начала социалистической революции.

Каждый кинодеятель, работавший во времена оккупации, был твердо уверен в том, что он не грешил против совести, и что ему удалось стороной обойти пропагандистские ловушки. Ни немцы, ни режим Виши не просили кинодеятелей создавать киноленты в целях пропаганды, как это было в Италии, Германии и в прочих странах.  

- Что показывали в тех фильмах?

- Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что то была всеобщая, негласная договоренность "кино о современности не снимать". Деятели кино снимали бесконфликтные киноленты, которые предназначались для всех слоев общества: историческое кино, комедия, драма. Это были кинофильмы, вдохновленные довоенным американским кинематографом: детективы, мюзиклы, фильмы категории Б. Из 220 лент, которые были выпущены в годы оккупации, только 10 косвенно или прямо затрагивали эпоху тех лет. В этих лентах была показана консервативная Франция, которая в кино появлялась в 30 гг. Родина, семья, работа, культура, упоминание будто бы прошлого Франции… В 30-е годы эти темы уже существовали, просто они не так были заметны среди тысяч иных лент. А в режиме Виши, в период оккупации эти темы стали единственно-возможными. Героями этих фильмов стали представители буржуазии. Они были в каждой киноленте: и столичная буржуазия, и провинциальная. Порой буржуазия становилась предметом социальной критики. Например, в кинофильме Анри Декуа "Неизвестные в доме". Но все же они остаются гарантами общественных устоев и порядка, критикуя разводы, злоупотребление алкоголем, критикуя все, что так или иначе привело к моральной деградации, которая в последующем и стала причиной нашего поражения в войне.

- Как вы объясните такой миф - "золотой век французского кино в период оккупации"?

- Существует несколько причин возникновения данного мифа. Одна из них заключается в полном отсутствии конкуренции со стороны американского киноискусства. Тогда оно было запрещено! Поэтому в те годы к просмотру допускались только французские фильмы, а до войны все было по-иному.

Что касается людей, работавших в киноиндустрии, то на протяжении долгих лет они занимали второстепенные должности, а потом резко оказались на главных местах. А произошло это потому, что евреям было запрещено работать в киноискусстве в течение 4-х лет, а многие французы иммигрировали. И так сложилось что те, кто не иммигрировал и не был евреем, стремительно поднялись верх по социальной лестнице. Как раз потому в тот период режиссер Клод Отан-Лара, который был антисемитом, расистом и написал еще в 30-х ряд весьма агрессивных статей, произнес знаменитую фразу:

"Наконец-то французы работают для французов!"

- Как вы объясните тот факт, что ни немцы, ни режим Виши не принуждали французское киноискусство работать на фашистскую пропаганду?

- Дело все в том, что когда к власти в Германии пришел Гитлер (в 1933 г.), все знаменитые немецкие кинематографисты, большая часть которых была евреями, покинули пределы родины. А остались только те, кто талантами не блистал. И по этой причине немецкий кинематограф до начала войны пользовался плохой репутацией. Это были достаточно примитивные пропагандистские ленты. Именно по этой причине немцы были заинтересованы в том, чтобы французское кино было и оставалось искусством высокого качества.

Еще о французском кино:
В Перми неделю французского кино откроет «Время икс»
Французская кинокомедия «Концерт» с небывалым успехом проходит по всему мир ...
Популярные французские актеры Милен Демонжо и Пьер Ришар посетят Харьков
В Челябинске 30 апреля в рамках Года Франции в России будет открыт третий е ...
Жюльетт Бинош: "Мне трижды предлагали замужество, но предложения поступали ...








 

Кинофестивали

Международный Веницианский кинофестиваль
..
28.02.2010
Премия Академии Кинематографических искусств и наук 2005
Что ж - в отличие от Сезара, ровным счетом никаких неожиданностей, одна констатация очевидного.А очевидность довольно..
28.02.2010
Фестиваль полицейского кино в г. Коньяк
..
28.02.2010
Московский международный кинофестиваль
..
28.02.2010
Международный кинофестиваль Локарно
..
28.02.2010
Международный кинофестиваль Карловы Вары
..
28.02.2010
Каннский кинофестиваль
..
28.02.2010

 

Актеры

Зиди Клод
Мало комуиз французских режиссеров (не совсем понятно, впрочем, по каким причинам)настолько везло сначала в..
28.02.2010
Зем Рошди
Рошди Зем родился 27 сентября 1965года в Женвилье, и, подобно многим другим выходцам из арабскихсемей, начал свою..
28.02.2010
Вильре Жак
..
28.02.2010
Виар Карин
КаринВиар родилась 24 января 1966 года в Руане и до 17 летжила в Нормандии, пока не решила перебраться в Париж,имея за..
28.02.2010
Вадим Роже
РожеВадим (1928-1988) Одиниз самых непредсказуемых французских режиссеров Роже-Вадим Племянниковродился 26 января..
28.02.2010
Ури Жерар
Режиссер и актер Жерар Ури (наст.имя Макс Жерар Танненбаум) родился в Париже 29 апреля 1919-гогода. Его отцом был..
28.02.2010
Уэльбек Мишель
МишельТома родился 26 февраля 1958-го года на французских островах Реюньон- фамилия своего деда по отцовской линии в..
28.02.2010
Удерзо Альберто
Альбер(Альберто) Удерзо (AlbertoUderzo), род. 25 апреля 1927, Фисм, Франция). Сын итальянских эмигрантов,он очень рано..
28.02.2010


Политика конфиденциальности. Обратная связь.