В период немецкой оккупации и в военное время кинопроизводство Франции ни на один день не останавливалось. "Вечное возвращение" Жана Деланнуа, "Вечерние посетители" и "Дети райка" Марселя Карне – это те немногие киноленты, которые были отсняты с 1940 по 1944 гг., когда Франция была оккупирована немцами.
Многие французские режиссеры и актеры, такие как Жан Ренуар, Жан Габен и Жюльен Дювивье, во время Второй мировой войны, покинули пределы родины и обосновались в США. Однако большинство талантов Франции осталось на своей побежденной родине. Во Франции за четыре года немецкой оккупации вышло более 220 полнометражных фильмов. Из которых 30 выпустила "Континенталь" - немецкая продюсерская компания, расположившись на Елисейских полях.
Кто эти французы, которым удалось в тот период снимать кино, – герои или коллаборационисты? До сих пор на этот вопрос достаточно сложно ответить, полагает Жан-Пьер Бертран-Магит – автор книг "Французское кино в период оккупации", "Французское кино в эпоху Виши", "Документалисты темных лет" и других:
- Во-первых, есть смысл вспомнить 1945 г. и освобождение Франции. В то время деятели кино и кинокритики воздают должное французскому кино в период оккупации. Они подчеркивают, что все люди, которые в те годы работали, смогли избежать вербовки со стороны немцев и со стороны режима Виши. А если посмотреть с другой стороны, то получается, что идея людей «Комитета освобождения французского киноискусства» и коммунистов заключалась в том, чтобы поставить другое, новое руководство, которое могло бы подчеркнуть то, что в действительности происходило при страшном режиме Виши. Также они хотели в рамках всеобщей социальной революции предложить и новый кинематограф. Поскольку главная идея коммунистов заключалась в том, чтобы использовать момент освобождения Франции с целью начала социалистической революции.
Каждый кинодеятель, работавший во времена оккупации, был твердо уверен в том, что он не грешил против совести, и что ему удалось стороной обойти пропагандистские ловушки. Ни немцы, ни режим Виши не просили кинодеятелей создавать киноленты в целях пропаганды, как это было в Италии, Германии и в прочих странах.
- Что показывали в тех фильмах?
- Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что то была всеобщая, негласная договоренность "кино о современности не снимать". Деятели кино снимали бесконфликтные киноленты, которые предназначались для всех слоев общества: историческое кино, комедия, драма. Это были кинофильмы, вдохновленные довоенным американским кинематографом: детективы, мюзиклы, фильмы категории Б. Из 220 лент, которые были выпущены в годы оккупации, только 10 косвенно или прямо затрагивали эпоху тех лет. В этих лентах была показана консервативная Франция, которая в кино появлялась в 30 гг. Родина, семья, работа, культура, упоминание будто бы прошлого Франции… В 30-е годы эти темы уже существовали, просто они не так были заметны среди тысяч иных лент. А в режиме Виши, в период оккупации эти темы стали единственно-возможными. Героями этих фильмов стали представители буржуазии. Они были в каждой киноленте: и столичная буржуазия, и провинциальная. Порой буржуазия становилась предметом социальной критики. Например, в кинофильме Анри Декуа "Неизвестные в доме". Но все же они остаются гарантами общественных устоев и порядка, критикуя разводы, злоупотребление алкоголем, критикуя все, что так или иначе привело к моральной деградации, которая в последующем и стала причиной нашего поражения в войне.
- Как вы объясните такой миф - "золотой век французского кино в период оккупации"?
- Существует несколько причин возникновения данного мифа. Одна из них заключается в полном отсутствии конкуренции со стороны американского киноискусства. Тогда оно было запрещено! Поэтому в те годы к просмотру допускались только французские фильмы, а до войны все было по-иному.
Что касается людей, работавших в киноиндустрии, то на протяжении долгих лет они занимали второстепенные должности, а потом резко оказались на главных местах. А произошло это потому, что евреям было запрещено работать в киноискусстве в течение 4-х лет, а многие французы иммигрировали. И так сложилось что те, кто не иммигрировал и не был евреем, стремительно поднялись верх по социальной лестнице. Как раз потому в тот период режиссер Клод Отан-Лара, который был антисемитом, расистом и написал еще в 30-х ряд весьма агрессивных статей, произнес знаменитую фразу:
"Наконец-то французы работают для французов!"
- Как вы объясните тот факт, что ни немцы, ни режим Виши не принуждали французское киноискусство работать на фашистскую пропаганду?
- Дело все в том, что когда к власти в Германии пришел Гитлер (в 1933 г.), все знаменитые немецкие кинематографисты, большая часть которых была евреями, покинули пределы родины. А остались только те, кто талантами не блистал. И по этой причине немецкий кинематограф до начала войны пользовался плохой репутацией. Это были достаточно примитивные пропагандистские ленты. Именно по этой причине немцы были заинтересованы в том, чтобы французское кино было и оставалось искусством высокого качества.