Фильм французского режиссера Абделатифа Кешиша тунисского происхождения выйдет в российский прокат, несмотря на то что в это никто не верил. Завоевав победу в основном конкурсе в Каннах, проект произвел массовый фурор. «Жизнь Адель» остается самой обсуждаемой картиной, даже спустя полгода после премьерного показа. А причина тому - очень откровенные и достаточно продолжительные сцены однополого секса.
Главная героиня фильма - это ученица старших классов Адель. Девочка проживает в хорошей семье, очень любит макароны с томатной пастой, которые ей готовит отец. Её мечта - стать учительницей и отпраздновать восемнадцатилетие. Но есть у неё одна нерешенная проблема: она не может определиться, кто ей больше нравится - мальчики или девочки. Именно по этой причине потерянно целуется на переменах то с одними, то с другими. Но встретив Эмму, студентку художественного ВУЗа, она смогла окончательно определиться. Эмма имела определенную сексуальную ориентацию, синие волосы и проживала с родителями, которые предпочитали на ужин устриц. Увидев Эмму, Адель влюбляется в неё с первого взгляда, и та отвечает ей взаимностью. Занятия сексом происходят в соседней с родителями комнате. Немного позже влюбленные решают жить отдельно. Эмма очень любит рисовать Адель, раздетую догола, и устраивать во дворе виртуозные вечеринки для своих творческих друзей. Адель преподает в школе и каждое утро радует Эмму макаронами по папиному рецепту. За три часа просмотра фильма перед глазами пролетает насколько лет жизни. Адель повзрослела, а Эмма избавилась от синих волос, но вместе им не суждено быть: как говорится, либо устрицы, либо макароны.
Еда у этого режиссера приобретает некий краеугольный камень рассказа, становясь неким символом неодолимых противоречий. Сцены, отснятые за столом такие же откровенные, как и сцены в постели. Родители Эммы обладают свободным рассудком и им под стать изысканные блюда, в отличие от радетелей Адель которые не почитают такие блюда, в прочем, как и нетрадиционную сексуальную ориентацию. Стесняясь признаться своим насмешливым одноклассницам, что посещала гей – клуб, Адель представляет своим родителям Эмму как репетитора по философии.
Вторая половина фильма имеет переход, где за кадром остаются несколько лет жизни, а открытый конфликт с внешним миром отсутствует. Изменения есть и находить их во время просмотра становится все интересней.
Фильм Кешиша весь построен на мельчайших внешних деталях, которые режиссеру удается рассмотреть, словно под лупой. Начало фильма заинтересовывает. Режиссер сумел показать все подробности животных и реалистических отношений между девушками, их занятия сексом и пережевывание пищи. Отгородившись от внешнего мира, девочки становятся заложницами друг друга и культуры, которая их разделяет, словно пропасть. В этот момент история теряет принадлежавшую ей половину, делая исход данной картины очевидным. Именно в этот момент больше не задумываешься о том, что фильм про двух женщин – ведь если бы на их месте были мужчина и женщина, вряд ли бы было все иначе.
Данная простота в какой-то мере становится разочарованием, ведь их влюбленность не случайна. Должно произойти что-то другое, неизвестное, что превратит «Жизнь Адель» в откровение. Случайно выясняется, что этот фильм не про любовь одинакового пола, а про любовь общую для всех. Ведь для того что бы попрощаться с детством, необходимо простится со слезами и с первой любовью, которая просто неизбежна. Именно это все, что может показаться на первый взгляд странным, делает эту картину подходящей для обширного проката. Так же было бы очень полезным показать этот фильм в образовательных целях тем, кто считает гоев и лесбиянок не способными на чувства.
И пусть наши ожидания от фестивального кино не те, но данная миссия, бесспорно, достойная.