Патрис Шеро родился 2 ноября 1944 года в Лезинье (деп. Марна
и Луара) в семье художников (одна из прабабушек режиссера была
любимой моделью Ренуара). В школе Патрис любил одеваться священником,
но привлекала его не церковь, как думали родители, а театр.
Уже в возрасте 22-х лет Шеро предложили возглавить театр Сатрувилля,
и молодой режиссер, согласно веяниям эпохи, сделал его "политическим",
уже тогда поражая зрителей радикальностью своей эстетической
позиции. Но май 68-го прошел, театр разорился, и Шеро несколько
лет играет на сцене в Италии и Марселе, оттачивая свой взгляд
на театральное искусство. В 74-м году он снимает свой первый
фильм, избрав для экранизации роман Джеймса Хедли Чейза (!)
"Плоть орхидеи" и пригласив прекрасных актеров - Симону Синьоре,
Шарлотту Рэмплинг и Алиду Валли.
В 76-м Пьер Булез предлагает режиссеру поставить тетралогию
Вагнера, и Шеро соглашается. Критика принимает 16-часовую постановку
неоднозначно, обвинив режиссера в излишней "сценичности" постановки
в ущерб музыкальному материалу. Патрис же вновь обращается к
кино и снимает "Жюдит Терпов", вновь пригласив Симону Синьоре,
и приступает к работе над сценарием "Раненого человека", который
он опубликует и реализует на экране одновременно - лишь в 83-м.
Фильм стал бенефисом актера Жана-Юга Англада и одним из самых
громких скандалов за все время Существования Каннского фестиваля.
В этом же году он возглавляет нантеррский "Театр дез Амандье",
которому суждено будет стать любимым детищем режиссера и одним
из самых заметных явлений в театральном искусстве второй половины
20-го века. В Нантерре Шеро ставит как классику ("Пер Гюнт"
Ибсена, "Гамлет" Шекспира, "Дон Жуан" Мольера), так и пьесы
яркого французского драматурга Бернара-Мари Кольтеса - "Западная
набережная", "В одиночестве хлопковых полей", "Битва негра с
собаками", "Возвращение в пустыню". Пьеса "Отель де Франс" (импровизация
на тему Чеховского "Платонова") переносится режиссером на киноэкран
и становится стартовой площадкой для целого поколения французских
актеров - в картине снялись
Аньес Жауи
,
Венсан Перес
,
Валерия
Бруни-Тедески
и многие другие. Следующий фильм - "Время
и спальня" - тоже явился экранизацией пьесы с теми же актерами,
однако теперь труппу пополнили
Паскаль
Греггори
, Анук Гринберг, Бюлль Ожье и Франсис Бланш. Кинематографическим
триумфом режиссера становится супер-продукция по-французски
"Королева Марго", над сценарием которой Шеро и Даниэль Томпсон
работали более 4-х лет. Фильм получил премию жюри на Каннском
фестивале и с успехом демонстрировался на экранах многих стран
мира. Трагикомедия "Те, кто меня любят, поедут на поезде" вновь
собирает "компанию Шеро" и вновь доказывает непредсказуемость
таланта режиссера - фильм не похож ни на что! Через 3 года Шеро
снимает "Интимность", однако, отказавшись на этот раз от традиционного
надрыва и многофигурности, на наш взгляд, потерпел неудачу -
"нормальные" человеческие отношения все-таки остаются совершенно
непонятными режиссеру-радикалу, а потому на экране выглядят
довольно невразумительно. Последний по времени фильм Шеро
"Его
брат"
(2003 )стал одним из главных событий
Берлинского
фестиваля и получил Серебряного Медведя
за режиссуру, а
сам режиссер возглавит жюри в Каннах.
|