1958-й год. Приговоренный к пожизненному
заключению известный гангстер Гу бежит из тюрьмы. Преследуемый полицией,
он хочет покинуть страну вместе с любимой женщиной, но для этого нужны
деньги. Он совершает свой последний успешный налет, но из-за происков
полиции предстает в глазах преступного сообщества стукачом. Чтобы
восстановить свою честь, Гу не остановится ни перед чем…
Чтоб браться за подобные проекты, надо обладать не то что мужеством,
но даже и определенной наглостью - придется потревожить слишком много
теней "священных чудовищ" французской культуры 20-го века.
Роман "Второе дыхание" сначала настоящего преступника, а затем - известного
писателя и кинорежиссера Жозе Джованни вышел в знаменитой "Черной
серии" в далеком 1958-м году, и сразу же после публикации удостоился
множества похвал со стороны ряда известных французов - в частности,
крайне далекого от увлечения бульварным поларом Жана Кокто.
Экранизации пришлось ждать сравнительно недолго: в 1966-м великий
Жан-Пьер Мельвиль создал по роману свой одноименный шедевр с Лино
Вентура в главной роли.
В 1971-м кинорежиссер Жозе Джованни снимает свой пятый фильм "Билет
в один конец", а ассистентом у него работает юный
Ален
Корно
, уже в то время "заболевший" идеей собственной экранизации
романа учителя.
Свою профессиональную "поларовскую" состоятельность Корно блестяще
доказывает уже первыми жанровыми фильмами:
"Полицейским
пистолетом"
(Police Python 357, 1975)
,
"Угрозой" (La Menace, 1977) и знаковой
"Черной
серией"
(Serie noire, 1979)
, однако
до текста Джованни режиссеру удалось добраться только сейчас.
Многочисленные поклонники Мельвиля с опаской ожидали, естественно,
римейка, но
Корно
вполне успешно
максимально избежал сравнений с великим предшественником, попросту
сняв еще одну экранизацию культового романа.
Корно
удалось уйти и от соблазна
"осовременивания" истории путем переноса действия в настоящее - и
само время, и поведенческий код milieu (преступной среды) за прошедшие
полвека претерпели весьма значительные изменения.
Классический роман в руках
Корно
действительно обрел "второе дыхание": смещенный куда-то в область
оранжевого цвета изобразительный спектр, симфоническая помпезность
музыки Брюно Куле и явно позаимствованные из азиатского кино интонации
историю никак не актуализировали, но зато сделали однозначно поэтичной,
трагичной и даже какой-то барочной - все всерьез, "по-крупному", богато
и красиво. А многочисленные "тени прошлого" не растворились в ярком
свете, а лишь насытили это кино рельефом и контрастом.
|