|
Судьба
не благоволила Жану-Франсуа Рише - этот родившийся 2 июля 1966-го
в Париже французский режиссер, сценарист и актер вместе с
матерью-одиночкой и старшим братом был вынужден сразу же после появления
на свет перебраться в рабочий пригород Мо.
|
|
|
Дальше - "классический
набор" типичного француза, обделенного "правильным происхождением".
Не вполне благополучное детство в пролетарской многоэтажке, вечная
нехватка денег, дурные знакомства, неважная учеба и раннее начало
трудовой карьеры - оператором пресса высокого давления на местном
кабельном заводе.
И так целых 5 лет. Пролетарское происхождение, однако, в случае Рише
обусловило не неумолимое опускание на социальное дно, а определенную
социальную активность: увлекшийся марксизмом
Жан-Франсуа с восторгом смотрит фильмы
Дзиги Вертова. Пудовкина, Довженко, а его
кумиром-режиссером вскоре становится Сергей Михайлович Эйзенштейн.
В этом смысле Рише опоздал с рождением лет эдак на 20, но он не расстраивается:
опробовав силы на 16мм камере в короткометражке с хрестоматийным названием
"Что делать?", начинающий режиссер решает сразу же снять полный метр.
Денег, как положено, не видно и в помине, и Рише вместе с приятелем-актером
(любителем, естественно) решает провести весьма забавную экспроприацию:
в течение полугода они старательно играют в местном казино, пока не
собирают необходимую сумму в 150.000 французских франков.
Повествующее о всевозможных способах социальной репрессии по отношению
к простому рабочему парню "Состояние мест", как положено подобному
фильму, снимается в ч\б на супер-16 с непрофессиональными актерами,
и, как ни странно, не исчезает в безвестности.
|
|
Сначала
кино "разгоняется" до 35мм, затем выходит в ограниченный прокат и
встречает столь теплый критический прием, что в конце года даже номинируется
на Сезар!
Приза Рише, конечно, не увидел, зато на сумму от продажи ленты Каналу+
немедленно запускает второй
|
|
свой фильм
с труднопереводимым названием "Ma 6-T va crack-er" (на слэнге парижских
предместий это обозначает что-то вроде "Моя сестренка просто охренеет").
По мере того, как деньги заканчивались, Рише (в целях экономии в главной
роли он снялся сам) начинал новый поход по продюсерам, в результате
чего эта автобиографическая хроника о полицейском произволе на дискотеке
вышла на экран более чем через 2 года после начала съемок и особой
славы режиссеру не снискала.
Впрочем, за эти два года Рише снял еще и несколько короткометражных
агиток.
Зато с третьей картиной получилось не в пример проще - продюсер Паскаль
Коште, с которым в конце концов судьба свела режиссера, осознал все
преимущества работы с ним: он согласился финансировать любой проект,
но при одном условии - "украсить" кастинг каким-нибудь известным широкой
публике "лицом". Таковой оказалась актриса
Виржини
Ледуайен
, под которую, собственно, Рише и написал свой следующий
сценарий. Очередная "рабочая хроника" от Рише по названием "О любви",
в которой помимо известной актрисы дебютировали в кинематографе французские
рэперы Stomy Bugsy и Yazid Aїt, оказалась куда более лирической и
традиционной.
Казалось бы, что режиссер "перебесился" и готов начать обычный мэйнстримовский
путь, но Рише загорелся очередной необычной идеей - снять в США римейк
фильма Джона Карпентера
"Нападение на 13-й участок", который, в свою очередь, уже был римейком
классической ленты Говарда Хоукса "Рио Браво".
Все получилось на удивление просто: проект был почти полностью "собран"
во Франции, и лишь потом американские партнеры "насытили" фильм местными
актерами, среди которых оказались
Итан Хоук, Лоренс Фишберн, Джон Легуизамо и т.д.
Рише и не подумывал "прорваться в Голливуд" - в американской классике
его привлек, в первую очередь, серьезный социальный элемент… Как бы
там ни было, Рише вдруг в одночасье оказался редким французским режиссером
с голливудским опытом, и по возвращении на родину его немедленно нашел
известнейший французский продюсер Тома Лангман.
Лагман, подобно многим во Франции, был буквально заворожен образом
национального гангстера
№1 Жаком Мерином, при чем до такой степени, что давно уже выкупил
права на экранизацию обеих его автобиографических книг. Готов был
и сценарий, и исполнитель главной роли -
Бенуа
Мажимель
.
По понятным причинам продюсерский выбор пал на Рише, но тот поставил
продюсеру два условия: полностью переписать сценарий и заменить
Мажимеля
на
Венсана Касселя
, куда более "дикого"
и широкопланового актера.
Результат вышел более чем впечатляющим: дилогия из двух совершенно
разных двухчасовых картин, 9 месяцев съемок в 4 странах мира, галерея
французских звезд даже во второстепенных ролях и т.д. А Рише, похоже,
понравилось ездить по миру и снимать свое социально-полицейское кино
с левым уклоном - следующие его проекты, судя по всему, будут сняты
в том же духе.
|
|
ФИЛЬМОГРАФИЯ: режиссер
2008 Мерин: Враг общества №1 (Mesrine : L'Ennemi public n°1
2008
Мерин: Инстинкт смерти (Mesrine
: L'Instinct de mort)
2005 Нападение на 13-й участок (Assaut sur le central 13)
2001 О любви (De l'amour)
1997 Ma 6-T va crack-er
1996 А колесо крутится (La roue tourne, к\м)
1996 Революция (Revolution, к\м)
1996 Секретный рай (Paradis secret, к\м)
1995 Состояние мест (Etat des lieux)
1995 Что делать (Que faire?)
ФИЛЬМОГРАФИЯ: актер
1997 Ma 6-T va crack-er, реж. Жан-Франсуа Рише
|
|