Киноперсоналии Судьба не благоволила Жану-Франсуа Рише - этот родившийся 2 июля 1966-го в Париже французский режиссер, сценарист и актер вместе с
матерью-одиночкой и старшим братом был вынужден сразу же после появления на свет перебраться в рабочий пригород Мо.
На главную страницу Дальше - "классический набор" типичного француза, обделенного "правильным происхождением". Не вполне благополучное детство в пролетарской многоэтажке, вечная нехватка денег, дурные знакомства, неважная учеба и раннее начало трудовой карьеры - оператором пресса высокого давления на местном кабельном заводе.
И так целых 5 лет. Пролетарское происхождение, однако, в случае Рише обусловило не неумолимое опускание на социальное дно, а определенную социальную активность: увлекшийся марксизмом
Жан-Франсуа с восторгом смотрит фильмы
Дзиги Вертова. Пудовкина, Довженко, а его
кумиром-режиссером вскоре становится Сергей Михайлович Эйзенштейн.
В этом смысле Рише опоздал с рождением лет эдак на 20, но он не расстраивается: опробовав силы на 16мм камере в короткометражке с хрестоматийным названием "Что делать?", начинающий режиссер решает сразу же снять полный метр. Денег, как положено, не видно и в помине, и Рише вместе с приятелем-актером (любителем, естественно) решает провести весьма забавную экспроприацию: в течение полугода они старательно играют в местном казино, пока не собирают необходимую сумму в 150.000 французских франков.
Повествующее о всевозможных способах социальной репрессии по отношению к простому рабочему парню "Состояние мест", как положено подобному фильму, снимается в ч\б на супер-16 с непрофессиональными актерами, и, как ни странно, не исчезает в безвестности.
Киноперсоналии Сначала кино "разгоняется" до 35мм, затем выходит в ограниченный прокат и встречает столь теплый критический прием, что в конце года даже номинируется на Сезар!
Приза Рише, конечно, не увидел, зато на сумму от продажи ленты Каналу+ немедленно запускает второй
  свой фильм с труднопереводимым названием "Ma 6-T va crack-er" (на слэнге парижских предместий это обозначает что-то вроде "Моя сестренка просто охренеет").
По мере того, как деньги заканчивались, Рише (в целях экономии в главной роли он снялся сам) начинал новый поход по продюсерам, в результате чего эта автобиографическая хроника о полицейском произволе на дискотеке вышла на экран более чем через 2 года после начала съемок и особой славы режиссеру не снискала.
Впрочем, за эти два года Рише снял еще и несколько короткометражных агиток.
Зато с третьей картиной получилось не в пример проще - продюсер Паскаль Коште, с которым в конце концов судьба свела режиссера, осознал все преимущества работы с ним: он согласился финансировать любой проект, но при одном условии - "украсить" кастинг каким-нибудь известным широкой публике "лицом". Таковой оказалась актриса Виржини Ледуайен , под которую, собственно, Рише и написал свой следующий сценарий. Очередная "рабочая хроника" от Рише по названием "О любви", в которой помимо известной актрисы дебютировали в кинематографе французские рэперы Stomy Bugsy и Yazid Aїt, оказалась куда более лирической и традиционной.
Казалось бы, что режиссер "перебесился" и готов начать обычный мэйнстримовский путь, но Рише загорелся очередной необычной идеей - снять в США римейк фильма Джона Карпентера
"Нападение на 13-й участок", который, в свою очередь, уже был римейком классической ленты Говарда Хоукса "Рио Браво".
Все получилось на удивление просто: проект был почти полностью "собран" во Франции, и лишь потом американские партнеры "насытили" фильм местными актерами, среди которых оказались
Итан Хоук, Лоренс Фишберн, Джон Легуизамо и т.д.
Рише и не подумывал "прорваться в Голливуд" - в американской классике его привлек, в первую очередь, серьезный социальный элемент… Как бы там ни было, Рише вдруг в одночасье оказался редким французским режиссером с голливудским опытом, и по возвращении на родину его немедленно нашел известнейший французский продюсер Тома Лангман.
Лагман, подобно многим во Франции, был буквально заворожен образом национального гангстера
№1 Жаком Мерином, при чем до такой степени, что давно уже выкупил права на экранизацию обеих его автобиографических книг. Готов был и сценарий, и исполнитель главной роли - Бенуа Мажимель .
По понятным причинам продюсерский выбор пал на Рише, но тот поставил продюсеру два условия: полностью переписать сценарий и заменить Мажимеля на Венсана Касселя , куда более "дикого" и широкопланового актера.
Результат вышел более чем впечатляющим: дилогия из двух совершенно разных двухчасовых картин, 9 месяцев съемок в 4 странах мира, галерея французских звезд даже во второстепенных ролях и т.д. А Рише, похоже, понравилось ездить по миру и снимать свое социально-полицейское кино с левым уклоном - следующие его проекты, судя по всему, будут сняты в том же духе.
 
ФИЛЬМОГРАФИЯ: режиссер

2008 Мерин: Враг общества №1 (Mesrine : L'Ennemi public n°1
2008 Мерин: Инстинкт смерти (Mesrine : L'Instinct de mort)
2005 Нападение на 13-й участок (Assaut sur le central 13)
2001 О любви (De l'amour)
1997 Ma 6-T va crack-er
1996 А колесо крутится (La roue tourne, к\м)
1996 Революция (Revolution, к\м)
1996 Секретный рай (Paradis secret, к\м)
1995 Состояние мест (Etat des lieux)
1995 Что делать (Que faire?)


ФИЛЬМОГРАФИЯ: актер

1997 Ma 6-T va crack-er, реж. Жан-Франсуа Рише
НАШИ УСЛУГИ ДЛЯ ВАС:
НАЙТИ : - фильмы - звезды - фестивали - книги - новости - кассовые сборы